Часто задаваемые вопросы

Вопрос. Какой документ получит ребенок, если он будет обучаться по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью?
Ответ. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 60, п.13) лицам с различными формами умственной отсталости, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Более подробная информация представлена в Приказе Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. N 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».
Вопрос. Какие итоговые экзамены сдают те школьники, которые учатся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью?
Ответ. Основные требования к итоговой аттестации прописаны в приложении к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599). Содержание и процедуру проведения итоговой аттестации образовательная организация разрабатывает самостоятельно. Как правило, это находит отражение в локальном акте (он может называться, например, «Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации детей с умственной отсталостью, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе»). Итоговую аттестацию обучающихся по варианту 1 образовательная организация проводит в форме двух испытаний: • первое — предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни; • второе — направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда. Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет». Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП по варианту 2 также осуществляется организацией. Предметом итоговой оценки освоения АООП должно быть достижение результатов освоения программы последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся. Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Оценивание осуществляет экспертная группа, состоящая из представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи.
Вопрос. Есть ли колледжи, которые принимают на обучение подростков, которые закончили школу по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью?
Ответ. Да, такие колледжи есть. Свидетельство, получаемое лицами с различными формами умственной отсталости, обучавшимися по адаптированным основным общеобразовательным программам, дает право на продолжение получения образования по основным программам профессионального обучения. Профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) осуществляется на основе адаптированных основных программ профессионального обучения. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно. Выбор программы профессионального обучения для конкретного обучающегося будет зависеть от ряда факторов: его интересов, способностей, состояния здоровья, пола, актуального перечня профессий, должностей служащих с учетом потребности в рабочих кадрах в субъекте Российской Федерации и др. Более подробная информация содержится в «Письме Минпросвещения России от 11.02.2019 N 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости». Информация о колледжах содержится также на сайте школы в разделе «Выпускнику».
Вопрос. Чем отличается обучение по адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью от других адаптированных программ?
Ответ. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Данная АООП существенно отличается от других АООП 1-го и 2-го вариантов и схожа с вариантами 3 и 4 остальных адаптированных программ (они также ориентированы на учащихся с умственной отсталостью, но имеющих дополнительные нарушения развития). По содержанию и итоговым достижениям образование по данной АООП не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья (то есть, речь идет о нецензовом образовании). Учебные планы, по которым учатся дети и подростки с интеллектуальными нарушениями существенно отличаются от тех, по которым обучаются учащиеся, которым не требуется создание специальных условий, а также школьники других категорий с ОВЗ (АООП 1 и 2 вариантов). Академический компонент образовательной программы существенно уменьшается, в сравнении с вариантами 1 и 2 других АООП, больше внимания уделяется развитию сферы жизненной компетенции. Причем, по 2 варианту еще больше уменьшен академический компонент, чем даже в 1-ом; основное внимание уделяется формированию жизненных навыков. В учебном плане нет таких предметов как «химия», «физика» и т.п., но введены специальные предметы, способствующие практической подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и труду, формированию у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, коррекции имеющихся нарушений («Основы социальной жизни», «Домоводство», «Речь и альтернативная коммуникация, «Адаптивная физкультура» и др.). Обучение осуществляется по специальным учебникам, учебным и дидактическим материалам, по особым технологиям, учитывающим особенности детей и подростков с интеллектуальными нарушениями. Учитывается потребность в индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной, смысловой организации образовательной среды. В реализации АООП варианта 1 может быть выделено два или три этапа: I этап ― (дополнительный первый класс ― 1) 1-4 классы. Его цель — формирование основ предметных знаний и умений, коррекция недостатков психофизического развития обучающихся. II этап ― 5-9 классы — направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. III этап ― 10-12 классы — решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде. Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 -13 лет. По окончании обучения выпускникам выдается не аттестат, а свидетельство об обучении. Оно дает право на продолжение получения образования по программам профессионального обучения.
Вопрос. Может ли ребенок, которому ПМПК рекомендовала обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью продолжать учиться со своими одноклассниками, обучающимися по обычной программе, и дальше - во втором классе - или нужно переводить его в специальный класс?
Ответ. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Учебные планы, по которым учатся дети и подростки с интеллектуальными нарушениями существенно отличаются от тех, по которым обучаются учащиеся, которым не требуется создание специальных условий, а также школьники других категорий с ОВЗ. Поэтому, если ваш ребенок будет продолжать учиться в том же классе, обучение будет протекать по индивидуальному учебному плану. В этом случае эффективна такая модель обучения, при которой вместе с классом он будет посещать только те уроки, на которых ему не сложно будет вместе с одноклассниками усваивать материал (разумеется, при создании для него специальных условий). Это, как правило, физическая культура, музыка, изобразительное искусство. Во время тех уроков, материал которых ему вместе с одноклассниками усвоить сложно (математика, письмо и т.д.), либо это уроки, которых нет в учебном плане обучающихся по обычным программам, с ним будет заниматься другой учитель в это же время, либо учитель класса, но в иное время. Если ваш ребенок будет учиться в классе, где все ученики обучаются по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), то все уроки он будет находится с одноклассниками (если, конечно, нет каких-либо причин, по которым ему рекомендовано учиться по индивидуальному учебному плану). Такая модель обучения, как показывает практика, более эффективна. Выбор модели обучения – право родителей/законных представителей. Но хотелось бы порекомендовать Вам прислушаться к мнению специалистов (учителей и сотрудников службы психолого-педагогического сопровождения) образовательной организации.
Вопрос. Где родители могут посмотреть программу, по которой будут обучать ребенка (ПМПК рекомендовано обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью)?
Ответ. Адаптированная основная общеобразовательная программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией (размещается на сайте в соответствии со ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) и с учетом примерной Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с которой можно ознакомиться на сайте (https://fgosreestr.ru). Механизм разработки и утверждения АООП прописываются в локальном акте школы (как правило, он носит название «Положение о порядке разработки и реализации адаптированных основных (обще)образовательных программ»). После утверждения АООП размещается на сайте образовательной организации.
Вопрос. Обязаны ли родители/законные представители предоставить в образовательное учреждение заключение ПМПК о том, что ребенку рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью?
Ответ. Нет, не обязаны. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) носит для родителей/законных представителей детей рекомендательный характер. Но все же стоит при этом понимать, что, если ребенку необходимы специальные условия получения образования, а родители/законные представители своими действиями препятствуют этому, они тем самым нарушают права ребенка. Обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью существенно отличается от обучения по основным образовательным программам. Для развития ребенка с умственной отсталостью и коррекции имеющихся у него трудностей очень важно создать специальные условия образования. Это можно сделать только по предоставленному заключению ПМПК и обучая его по соответствующей АООП.
Вопрос. Если на ребенка получено заключение ПМПК о том, что ему рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью, должны ли родители написать заявление о переводе ребенка в класс, где обучаются умственно отсталые дети?
Ответ. После получения заключение ПМПК о том, что ребенку рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью, родители/законные представители пишут заявление на имя директора школы о необходимости создания для ребенка специальных условий получения образования и переводе на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП). И далее, исходя из рекомендаций ПМПК, школьного психолого-педагогического консилиума, мнения родителей/законных представителей, возможностей школы (не во всех комплексах есть отдельные группы/классы для обучающихся по данному варианту АООП) подбирается формах реализации АООП. Это может быть как обучение совместно с другими школьниками, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях (ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
Вопрос. Могут ли школьники с умственной отсталостью учиться во вторую смену?
Ответ. Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26) образование для всех обучающихся с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, осуществляется в 1 смену по 5-ти дневной учебной неделе.
Вопрос. Ребенку, обучающемуся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью нужны какие-то особые учебники?
Ответ. Обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) должно быть организовано с использованием специальных учебников. Во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) указано, что учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся; подбора специального учебного и дидактического материала. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая специальные прописи. При реализации варианта 2, как показано в этом же документе, необходим специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 79, п.11) специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература предоставляются таким обучающимся бесплатно.
Вопрос. Если ребенок начал обучаться в школе только в 9 лет по адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью, то его в 18 лет отчислят из школы?
Ответ. Нет, обучающийся с умственной отсталостью имеет право закончить обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) несмотря на то, какой у него возраст.
Вопрос. Школа сама решает, сколько должен продолжаться урок и коррекционное занятие с учеником, обучающимся по АООП для обучающихся с умственной отсталостью?
Ответ. Продолжительность занятий, перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26. Вместе с тем, в отношении некоторых обучающихся (на период адаптации, при наличии повышенной утомляемости, по рекомендации врача, либо по иным объективным и серьезным причинам) возможно сокращение времени пребывания ребенка на уроке/занятии или уменьшение продолжительности коррекционного занятия. Данный вопрос рассматривается и утверждается на заседании ППк; необходимо и согласие родителей/законных представителей.
Вопрос. Сколько с ребенком, обучающимся по адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью вариант 1, должен заниматься после уроков логопед, психолог и дефектолог?
Ответ. Учитель-логопед, педагог-психолог и учитель-дефектолог являются специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения, которые реализуют содержание коррекционно-развивающей области учебного плана. В Учебном плане, представленном в примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (с ней можно ознакомиться на сайте (https://fgosreestr.ru), указаны обязательные курсы коррекционно-развивающей области. Для 1 варианта — это «Ритмика» и «Коррекционные занятия (логопедические и психокоррекционные)». Всего на эти занятия отводится не менее 6 часов в неделю из 10, которые отводятся на всю внеурочную работу. Во 2 варианте — «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация», «Коррекционно-развивающие занятия». С 1 дополнительного по 5 класс на них отведено 10 часов, с 6 по 12 классы – 8 часов. Кроме того, содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА. Это количество часов разделено между специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения. Согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599), выбор коррекционных курсов для конкретного обучающегося и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией, исходя из его особых образовательных потребностей на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА.
Вопрос. Может ли психолого-педагогический консилиум школы перевести ребенка, обучающегося по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью с 1 варианта на 2, если у него плохие оценки за контрольные работы?
Ответ. Психолого-педагогический консилиум школы не может перевести ребенка, обучающегося по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью с 1 варианта на 2-ой ни по какой причине. В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) указано, что переход обучающегося с одного варианта АООП на другой возможен только на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Только на ПМПК могут дать новое заключение с измененным вариантом АООП.
Вопрос. Нам положен тьютор?
Ответ. Во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) указано, что при необходимости в процессе реализации АООП возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника). Необходимость в тьюторе определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (отмечая это в своем заключении), если видит в этом необходимость.
Вопрос. Чем тьютор отличается от ассистента?
Ответ. Тьютор – специалист в области воспитания, относящийся к педагогическим работникам, имеющий педагогическое образование. Требования к образованию данного специалиста, его трудовые функции, и т.д. прописаны в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.2017 г. №10н «Об утверждении профессионального стандарта в области воспитания». Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 26.01.2017 г. № 45406). Он оказывает именно педагогическую поддержку ребенку. Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья относится к младшему обслуживающему персоналу, обобщенная трудовая функция которого – деятельность по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. Более подробная информация содержится в профессиональном стандарте «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» ((Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2017 г. N 351н Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»).